Велопоход по Горному Алтаю.

(16 июля-6 августа 2005 года,600 км).

День 8-ой. 26 июля.

Встали в 9.00. 8-1.jpg К 12.30 нужно быть на пристани. Из палатки открывается отличный вид на озеро. Голова тяжелая, "но у нас с собой было"… Пока пили вино, до указанного срока осталось 15 минут. Второпях собрались, но на пристань успели вовремя. Катер в назначенное время не пришел, не пришел он и 14.00 да и вообще незаметно было, чтобы катера, 8-2.jpg курсирующие вдоль противоположного берега, собирались поворачивать к нам. На всякий случай интересуемся у местных, сколько стоит на моторке с великами до Артыбаша. 2000 р. Минимум 2 лодки. Выходит дорого. В третьем часу дня вынуждены были подняться на метеостанцию. Она закрыта. Случайно встретили женщину, которая согласилась связаться по рации с капитаном "Миража". Большое Человеческое ей спасибо!
Услышали по рации буквально следующее: катер вышел с Корбу, капитан не в курсе, что нас надо забирать, у него полный корабль народу, а механик , с которым договаривались, вообще уволен за пьянку. Мы упираем на то , что с нами пострадавшая при падении девушка, и ехать она не может. Женщина, проникнувшись нашим положением, наконец уговаривает капитана и катер поворачивает на Яйлю.
8-3.jpg За 150 р. с носа за 2 часа дошли до Артыбаша.
8-4.jpg На катере д.Дима выпросил у Маши еще бутылку вина , после чего они втроем ее выпили. Я больше не могу. От вкуса спиртного мутит. Встреча с земляком отдается тупой болью в голове.
У капитана узнали стоимость проезда на другой конец озера. 750 р. с человека. Учитывая , что максимально катер может взять на борт 30 человек , то группе из 4-х человек , чтобы попасть к долине Чулышмана нужно отдать около 5500 р. каждому.
В Артыбаше около 17.00. Перейдя по мосту в п. Иогач зашли на почту, 2-хэтажное здание которой находится на горке слева от моста. Междугородной связи нет, обрыв на линии. Сотовая связь не работает. Полная Ж… Рядом в магазине закупаемся продуктами.
Устраиваем перекус.
Колбаса, икра в тюбике, хлеб, традиционный вечерний коктейль "БРАВО"- вот ужин туриста.
Опять же , по традиции, ближайшие к нам сопки заволакивает черными тучами. Ищем место. Через 500 метров от р. Иогач по левому берегу Бии прекрасное место для стоянки : большая травянистая полка, закрытая от Артыбаша и Иогача лесом. Часть пути к этому месту тащим велики на себе. 8-5.jpg 8-6.jpg Тропа идет вдоль кромки воды. Последние несколько метров под сильным дождем. Едва накрыли себя и велики тентом пошел сильнейший ливень и продолжался около часа. Разбиваем лагерь. Ужинаем. В 22.00 отбой. Завтра начинаем собирать плот. 8-7.jpg 8-8.jpg 8-9.jpg

27 июля. 9 день.

Встали в 8.30 , позавтракали. Я и д. Дима отправляемся на поиски камер от грузовых машин. Леха задается целью сделать баню.
Рядом с рекой Иогач находится автобаза, но там полный развал и ушли оттуда несолоно хлебавши. Артыбаш и Иогач поселки замечательные, но там нет самого главного для нас - магазина с камерами для грузовиков. Прочесали их вдоль и поперек, останавливая все грузовые, предлагая водителям продать камеры. Везде получили отказ - с камерами здесь острый дефицит. Случайно столкнулись с водителем, продавшим нам 4 б/у камеры за 200 рублей. Еще на одной камере плавали по озеру дети. Купили и ее. Материал для строительства рамы плота нашли вдоль реки Бия. До 23.00 рубили и вязали плот. Отбой в 24.00. Леха сложил печку, сделал навес, но потом с головой ушли в строительство и в бане так и не помылись.
Кратко об Артыбаше и Иогаче. 9-1.jpg В поселках идет активное строительство. Расстраиваются частные дома, строятся новые. Все это для приезжающих на озеро отдыхать Матрасников. За ваши деньги - любой каприз. Народу на машинах очень много. Новосибирск, Кемерово, Барнаул, даже немцев встретили, все летом стремятся провести отпуск на Телецком озере. Турбазу д. Дима не узнал, последний раз был 15 лет назад. Пробыв 9-2.jpg там около часа мы так и не встретили ни одного туриста.
Отдыхающего, праздношатающегося люда до фига. Каждый день автобусы привозят толпы новых матрасников. "Пионер Алтая" и еще один теплоход благополучно ржавеют на берегу. Нанять моторку до Корбу от 4000 р. и выше(в разгар сезона).
Цены в магазинах московские.
На турбазе вам предложат разные виды досуга. Самый популярный - спуск на рафте по Бии до д. Кебезень.
Из старых всесоюзных маршрутов вам не предложат ничего. Дорого.
Самый дальний поход- это спуск по нижнему Чулышману на рафте. Стоит это дело от 2 тысяч и особой популярностью не пользуется.
9-3.jpg Сколько стоит место в частном доме , везде с обедом и баней, не интересовались. Также как на черноморском побережье цены сильно зависят от сезона. Так на Яйлю, в день приезда, до Корбу на моторке стоило 500р., на следующий день мы уехали за 700 р., а в день отъезда, меньше чем за 1000р., никто бы не повез. Впечатление от Артыбаша осталось не самое благоприятное. Курорт.
Мы себя здесь чувствуем инородными телами. Следующий наш поход по Алтаю, если таковой состоится, будет пролегать в стороне от Телецкого озера.

28 июля. 10 день.

Д. Дима, Камыч и я встали в 7.00. До 12.00 доделывали раму плота.
Фразы дня:
1) Леха, затягивая жгутом два бревна, смотря на свои руки с тоской: "И эти руки играли на пианино";
2) д. Дима, забивая гвоздь 200-хсотку в метре от палатки, где спала Маша: "Спи Маша, спи". Крепили камеры к плоту. После того как плот был спущен на воду, одна из камер лопнула. Немая сцена. 10-1.jpg Плыть на плоту со всеми вещами мы не отважились, 10-2.jpg так как надежда на прочность оставшихся 4-х камер также была слабая.
Пустили плот в свободное плавание по реке, собрали вещи и поехали в сторону Турочак. Зато теперь мы знаем и умеем, как делать плот.
Но прежде у пивного ларька выпили с горя по бутылке пива. В 16.30 выехали в сторону Турочак.
10-3.jpg Дорога отличная, вдоль Бии, небольшие подъемы и спуски, превосходные виды на Бию. Машин мало. Через 20 км доехали до д. Кебезень., где купили необходимые продукты и Пыво.
В Кебезени нас поймал дождь, ждем 40 минут и выдвигаемся на стоянку. Хотим встать на впадении р. Сыракокша в Бию.
Здесь ,15 лет назад, выплыв на байдарке с д. Димой из Сыракокши , я впервые увидел Бию. К сожалению , место оказалось занято. Машины , пьяные мужики и бабы-пикник, мать его.. Встали в 300м выше.
Еще выше по течению в 100 м от нас лагерь матрасников. Сплавляются на катамаранах с Артыбаша до р. Лебедь. Их сопровождает автобус.
Проехали за день около 30 км. Искупались, поужинали.Снова пошел дождь. Спать легли в 10.00.

29 июля . 11 день.

Проснулся от топота множества ног и смеха. К нам в гости пришли те самые матрасники.
Д. Дима благородно разрешает прокатиться на своем велосипеде. Немного погодя, попрощавшись с ними, собираем вещи, а Вялых Дмитрий с интересом и тихой бранью обнаруживает недостающую ему резинку для крепления пенки к рюкзаку, туго обмотанной вокруг задней звездочки его велосипеда. "Благородный" ты наш.
Запас времени у нас большой, поэтому мы никуда не торопимся.
Тронулись где-то в 13 часу. Ярко светит солнце, нет слепней, так часто достававших нас в начале, в спину дует легкий ветерок, слева р. Бия, дорога отличная, как и вчера, казалось бы , что еще нам надо?
Самую малость.
СИГАРЕТ.
Утром курили вчерашние бычки. Леха, снедаемый никотиновым голодом , уносится вперед в Верхнебийское. В 15.00 мы у поворота на Горно- Алтайск. Рядом дорога на Верхнебийское.
На обочине с сигаретой в зубах скалит зубы Камыч. Шины его помойки дымятся:). Пьем чай из трав (5 рублей), едим вкуснейшие блинчики с черникой и сливками (10 р/штука). Едем с Лехой в магазин , покупать продукты. До Турочака больше магазинов нет.
Не удержались и купили пива, за что Маша обозвала нас алкашами. В пятом часу выдвигаемся в сторону Турочака. 11-1.jpg Дорога асфальт, полого уходящий вниз. Машин нет вовсе. Машины с туристами заворачивают на Горно-Алтайск у Верхнебийского.
Около деревни Санькин Аил небольшие подъемы, которые преодолеваются как пешком, так и на велосипедах.
В 18.30 въехали в Турочак. В Турочаке круглосуточно работает телеграф. Леха звонит домой: от родных и из местной газеты узнаем, что в горах недавно погибла группа альпинистов из Минска. 11-2.jpg
Через 7 км (1-2 км со слов местных) встаем на слиянии рек Лебедя и Бии. Ориентир на дороге указатель: "дачи". Чуть проехав дачный поселок, выехали на берег. Кругом машины и палатки. С трудом выбрали место. От Бии нас отделяет широкая мелкая протока р. Лебедь. Купаемся. Вода в Лебеде теплая и мутная (в верховьях моют золото). Маша ,в который уже раз, приготовила вкусный ужин , я из 2-х частей воды и одной части спирта, сотворил чудесное пойло и мы все провели удивительный вечер , слушая небылицы нашего капитана. Отбой в 12.00.
А ночью опять шел дождь.

30 июля . 12 день.

Проснулся в 8.00 . Из палатки вылез в 10 . постепенно выбрались и остальные. На небе ни облачка.
Купаемся , дурачимся в протоке, завтракаем и в 13 часу выходим на трассу. Через пару км отметка "81 км".
12-1.jpgЗдесь асфальт кончился и началась Жопа. Дорога - полное Говно, хуже чем до Бийки. Скорость упала до 10-12км/ч, а в некоторых местах хоть пешком иди. 12-11.jpg Изредка проезжают лесовозы, обдавая нас облаком пыли. Пыль долго висит в воздухе над дорогой, сильно хочется пить, а воды у нас нет. Единственная отрада до д. Сайдып - теплая речушка Ульмень да скала с Лениным.
В д. Шунарек Леха и Маша покупают мед по 200 р/1.5 л и 6 полторалитровых бутылок медовухи. Хотят довезти до дома:. НУ-НУ, наивные…..:)
12-2.jpgна трасе до Горно -Алтайска мед по 150 р/1.5л.
Встали в 8 вечера в 2-х км от д. Озеро-Куреево на р. Бия. Места есть, но не очень хорошие. Попробовали медовухи, понравилось, попробовали еще. Потом был спирт и песни на гитаре. Потом…?, потом я плохо помню.
Маша утром сказала, что я долго искал в палатке пятый угол.

Спирт.

Позвольте представить: спирт. Настоянный до похода на апельсиновых корках и кедровом орехе, и от этого чуть мутный. Порой мне кажется, что он полноправный член нашего похода. Расслаблял, когда было тяжело. 12-3.jpg Разбавляли только чистейшей водой. С ним 3 суток на поезде до Бийска пролетели как одно мгновение, обратный путь без него в душном плацкарте показался мукой.
Благодаря ему д. Дима выиграл у ехавших в нашем вагоне альпинистов 10 метров веревки, когда никто не удивлялся, почему у него 5 тузов в колоде. Мы не стесняясь шли в гости к Митрофанову Олегу, потому что "у нас с собой было". Достаточно сказать, что первые дни мы не пили чай. Допивая последнее, мы расставались с ним как с лучшим другом, без энтузиазма глядя в ближайшее будущее, ведь деньги заканчивались тоже. Спасибо тебе и до новых встреч.

Чай.

Чай с травой, чай с медом, просто чай. Ну что еще сказать. Чай как чай. Вода как вода. Но брезговать не стоит.

31 июля. 13 день.

Еле встал. Кажется в 9. Мутит. В который раз зарекаюсь, что больше не пить и т.д. и т.п.
Подъехали местные на "копейке": 3 парня и девушка. Все пьяные. Спросили, куда это мы на ночь глядя.
Еле от них отделались.13-1.jpg
В Сайдыпе, последнем населенном пункте до Бийска, стоящем на трассе в кабаке "3 медведя" пьем пиво, закупаемся тушенкой и за 10 рублей у местных пучок зелени и десяток картох. После Сайдыпа - 2 затяжных подъема, по 1и 3км соответственно. После подъемов лес постепенно редеет, скоро вовсе закончился. По краям дороги до самого Бийска поля. Лес вдоль Бии. От Сайдыпа Бия забирает резко влево, и увидим мы ее только в Новиково.
13-2.jpg К р. Неня подъехали к шести вечера. Здесь от моста начинается асфальт.
Надо искать стоянку, что оказывается весьма непростым делом. Берег Нени обрывистый и сильно заросший. Туча летающей твари облепила нас. Мы хотим лучшего. Тормозим камаз. Местные советуют нам ехать в с. Карабинка. Там у р. Неня можно найти место. Так и делаем.
Встаем в 500 м от села. Ориентир больница. От нее влево через овраг и рядом с какими-то ангарами, ворота в заборе. Потом 30 метров по полю. К реке ведет крутой склон. Вдоль реки небольшая травянистая полка. Здесь мы укрыты от назойливых взглядов.
Очень устали. С разбегу прыгаем в воду. Р. Неня после горных рек кажется нам ужасно теплой. Из нее не хочется вылезать. Изобилует рыбой, а по берегу грязью, которая отмывает все.
13-3.jpg Неподалеку местный рыбак ставит сеть. Д. Дима знакомится с ним , приглашает к костру, предлагаем поужинать с нами. Предлагаем купить у него рыбу.
Рыбу, выпотрошив, и , заправив специями и майонезом, запекаем в фольге на углях. Вкуснятина.
Сегодня ночь без дождя. Виден млечный путь. Тишина, слышны только плеск рыбы и писк бобрят, выплывших из норки. 13-4.jpg 13-5.jpg

1 августа. 14 день похода.

Встали в 9.00. Выехали в 11.00. Катим по асфальтовой дороге в с.Карабинка в сторону с. Ненинка. Карабинка переходит в Ненинку, асфальт переходит в гравий. В общей сложности проехали 5 км по обоим селам. На выезде из Ненинки крутой подъем 600 м. до самой трассы. Проехали 30 км до села Новиково. Дорога - небольшие спуски и подъемы. После самого длинного из них( 1 км длиной ) влево по полю уходит линия электропередач. Отметка 60 км.
Сворачиваем с асфальта к ним. Вдоль столбов дорога уводит нас вниз к с. Новиково. На главной площади, у магазина мы прячемся в тени и ,естественно, пьем пиво. Спрашиваем дорогу на Бию. По селу в сторону фермы. За фермой дорога уходит в лес. Около 2-х км дорога идет по лесу. После прошедшего накануне града с ливнем много глубоких луж. А Бии все не видать. Вокруг смешанный лес(сосна и береза ). Наконец, Леха впереди победно вскидывает руку. 14-1.jpg Бия. Берег высокий, метров5,крутой. Слева от нас в Бию впадает телплая р. Неня. 14-2.jpg Здесь же на берегу стоит беседка. Кругом пустые бутылки. Проезжаем еще с километр в поисках места. Дальше дорога заворачивает в лес. Встаем на дневку. Место отличное. Неудобство одно: по дороге , проходящей в 30 м от нас, 3 раза в день возят доярок на ферму и вывозят молоко. Купаемся, пьем медовуху. Ни мух, ни комаров. Завтра решаем сделать баню. 14-3.jpg

2 августа. 15 день похода.

Неспеша встали, неспеша попили медовухи. После второй и последней бутылки в голову закралось сомнение: нужна ли нам эта баня. Ползем купаться, ноги странным образом откзали и каждая вытворяет что хочет, голова при этом ясная, почти... Несколько минут в Бии проясняет наш разум и возвращает контроль над членами :. Нам еще делать баню, а пить нам больше нечего…
14-4.jpg Тут , пристально смотря мне в глаза, Камыч вспоминает о железке, совершенно необходимой для постройки бани. Она очень нам нужна, к тому же валяется недалеко от магазина :).
Мы живо прыгаем в седла своих стальных коней и несемся к магазину. Д. Дима с Машей кричат вдогонку что-то про зелень. 14-6.jpg 14-5.jpg На небе ни облачка, ветра нет, жара потрясающая, хочется плюхнуться в любую лужу на дороге. Через 20 минут подлетели к магазину, где провели в теньке незабываемые 2 часа.
Заполнив рюкзаки всякой булькающей вкуснотой едем за железкой, попутно прося в каждом доме лук ,огурцы, помидоры. Но тут нас ждал облом: за сутки до нашего приезда в Новиково прошел град размером с куриное яйцо, огороды препаханы. Нет ничего. Картошку и ту смыло. Размыло опоры и подъезды к мосту через р. Неня. Наконец , один мужик , вынув голову из бочки с водой дал нам нечто, похожее на лук.
Далее кратко. Вечером Маша приготовила замечательный плов, Алексей и я неплохую баню, а д. Дима так ничего и поймал. Постирались и помылись. Леху днем накрыла депрессия, был дружно нами послан в Ж… и ушел в палатку спать. Мы с Машей гуляли по лесу. Д. Дима махал дояркам и хотел бежать за ними на ферму. >

3 августа. 16 день похода.

15-1.jpg 15-2.jpg
Последняя деревня на трассе - Сайдып. Все остальные лежат в 2- 5 км от трассы на берегу Бии. 15-3.jpg Магазинов на дороге нет.
Жара , душно. Дорога проходит по вершинам холмов справа по течению Бии. Много открытого пространства. На полях идет уборка зерновых, на дорогу несет пыль, пот льет ручьем , все тело чешется.
Проехали 55км. Отметка 7 км до Бийска. Город перед нами , но нам туда рано. Слева зерноприемный пункт и дорога вниз. Узнаем : дорога до с. Малоугренево. Вдоль Бии можно найти место для стоянки. В Бийске нам нужно быть 5-ого. Снова встаем на дневку.
15-4.jpg В Малоугренево дымка ,висевшая с обеда на горизонте стала черной тучей , молниями и ливнем. Но у нас с собой было: 4 коктейля "браво" 3-х литровая банка березового сока, палка "краковской" и сидели мы под прекрасным шатром местного кабака, и тучи эти были нам по барабану. Как потом оказалось зря.
Воды , взятой в дорогу, нам не хватило, поэтому очень хочется пить. Березовый сок кончился через несколько минут, а коктейли показались необыкновенным чудом. Самое же главное- заработала сотовая связь. Отзваниваемся домой, благо у Лехи безлимит.
Дождь прошел, выглянуло солнце. 15-5.jpgЗакупаемся продуктами и пывом. Едем искать место.
Вдоль по реке Бии стоят большие каменные быки. Д. Дима думает , что это опоры моста. На самом деле -это ловушки для деревьев. Раньше по реке Бии сплавляли лес, а здесь был конечный пункт.
Берег Бии - высокий, наверху сосновый лес. Склон метров 20, песчаный. Спуск к воде везде плохой. Можно встать на поляне неподалеку от фермы. Но здесь много отдыхающих на машинах, к тому же звук работающей фермы начинает доставать через несколько минут. Алексей и я отправляемся на разведку.
Забравшись по склону наверх , обнаруживаем дорогу. Дорога идет вдоль берега. Время уже позднее, мы бежим вдоль берега. Через 20 минут выбежали на поляну. Места для палаток здесь немеренно. Между тем от Бийска по небу на нас опять движется какая-то хрень. Надо торопиться. Бежим обратно.
Между тем мы не знаем, где эта дорога выходит из леса. Принимаем решение затаскивать велики по песчаному берегу на дорогу. Вечереет. Подул ветер. С нагруженным великом на хребте , скрипя зубами и вспомнив все матерные слова , какие знал еле дотащился до середины горы. Очень трудно. Песок под ногами едет вниз.
Леха - МОЗГ ,придумывает решение. Скидываем весь багаж, затаскиваем все по отдельности. Тяжело , пот льет ручьем, по лесу катим в сумерках.
Палатки ставим при свете фонарей. Ветер все сильней. Едва поставили тент ,с деревьев полетели ветки, начался самый настоящий ураган.
Укрепив тент, забираемся к Лехе в палатку . В Малоугренево мы купили пельмени. Пока искали место , они растаяли. Зажгли горелку. Д. Дима скатал из теста шарики, покидал все в воду. Плохие новости , у нас заканчивается спирт. Выпив и поев, отправляемся спать под проливным дождем.

4 августа. 17 день.

Опять дневка. Встали около 11. Немного поменяли место лагеря: встали ближе к Бии. Теперь она протекает в 10 м от нас.
Завтракаем, и бежим купаться. Неподалеку берег выступает над водой - трамплин высотой 5-6 метров. Прыгаем с него, сердце уходит в пятки. Обратным течением нас тащит вдоль берега к лагерю.
Приехали местные с лопатами, у кромки воды копают голубую глину. Оказывается целебная штука. Разглаживает морщины, выводит прыщи и т.п., намазанным ходить не больше часа. Тут же намазались, 20-30 минут ходим как негры. Глина высохла , кожу стянуло, трудно улыбаться и говорить. Быстро прыгаем в речку, глина смылась легко. Местные оставили нам кусок 20 кг. Кто что везет родным ,а мы грязь. Сегодня у нас кончился спирт. Тягостная минута молчания и идем спать. Время 22.00. 16-1.jpg 16-2.jpg 16-3.jpg 16-4.jpg

16-5.jpg 16-6.jpg16-3.jpg 16-7.jpg

5 августа. 18 день.

Встали в 10.00. Выезжаем до Бийска в 11.30. В 13.00 на вокзале.
Сегодня провожаем Камыча на самолет. На местном рынке купили родным бальзама, медовуху не продают, говорят вредно. В 19.30 у Камыча автобус до Барнаула ( 120 рублей, 1000 на такси), 17-1.jpg
Последний финт от Камчатского- при въезде на бордюр автовокзала пробивает заднее колесо. СПАСИБО.
Выпив напоследок по маленькому двойному коктейлю, сажаем его в автобус. Он же делает королевский подарок: оставляет нам пластиковую карту, на которой, правда, совсем нет денег, но с его слов вот-вот придут.
Вот так с 20 р в кармане, с 4-мя великами на троих, из которых один шаркает задним ободом по асфальту, 17-2.jpg
На вокзале встретили группу альпинистов из Минска , про которых сообщали в новостях. 2-ое мужчин в корсетах, женщина с синяком под глазом, подушечки пальцев черные, выбиралась из под лавины, глаза ,полные ужаса. Здесь лишь треть группы.
Остальные погибли.
Помогаем загрузить им рюкзаки в поезд до Новосиба. Здоровья вам ребята!!!!
Едем искать ночевку. На карточку деньги все-таки пришли. Купили коньяку. Ночевали в Бийске , в 200 м от моста по левому берегу Бии.
Палатки не ставили, спали в спальниках. На противоположном берегу - пляж. Там ночная дискотека. Музыка долбит ,что есть мочи.
Нам она пофиг, мы пьем за минчан и за окончание нашего похода.